СЕГОДНЯ ОН СЛУШАЕТ ДЖАЗ, А ЗАВТРА ЦАРЯ ПРОДАСТ
Под личиной бродячего музыканта на Дворцовой площади выступал небезызвестный бравый солдат Швейк.Автором швейковской мелодии был некто Сидней Беше - один из пионеров новоорлеанского джаза.
Встреча Аксакова и Швейка не осталась незамеченной – в III Отделении на Аксакова было заведено дело и об этом было доложено Николаю I. Императора взбесило неразборчивость в выборе музыки российским чиновником, которым на то время был Аксаков. Получилось, что Аксаков прелюдно опозорил честь не только дворянства, но и всего царского двора. Масло в огонь подлило то, что Сидней Беше был родом из США – тех самых штатов которые после обмена послами в 1809 году сразу стали вить разбойничье гнездо и совать свой орлиный клюв во внутренние дела России. Несмотря на ходатайство друзей, Аксаков слетел с должности в цензурном комитете. Из архивных документов известно, что он легко отделался, а мог и срок схлопотать немалый.
Так что история с «Маленьким цветком» не прошла даром для Сергея Тимофеевича. Швейк же удивительным образом оказался не причём – “я не я и мелодия не моя”.
Фраза А.Х. Бенкендорфа «Сегодня он слушает джаз, а завтра царя продаст», сказанная им во время доклада императору, пошла гулять по коридорам и кабинетам III Отделения. Она стала аксиомой как для царских, а с трансформацией “царя” в “Родину”, так и для советских держиморд. Сейчас немного подкорректированное выражение вступает в свой следующий ренессанс.
Проведя джазовую диверсию в столице империи, Швейк не остановился на достигнутом и ..., но это уже другая история.
P.S. Купец ещё не решил задачу Аксакова и Чудовище продолжает его ”развлекать” «Маленьким цветком» (только приглушите звук, а то по вновь открывшимся обстоятельствам вас могут в иностранные агенты записать). Кстати у Чудовища оказался хороший голос.