ПОДЗЕМНЫЙ ХОД (вход)
Сейчас уже и не вспомнить кто нашел его, но это открытие взбудоражило нас основательно. Слухи про подземные ходы мы слышали постоянно (городок наш старинный, есть монастыри,церкви,тюрьмы), так что эта новость легла в уже основательно удобренную почву. Мы взахлеб читали Р.Стивенсона,Ж. Верна,М. Твена, А.,Дюма,,,; и как выглядят набитые доверху ослепительными алмазами, сверкающими с кулак изумрудами, кроваво-красными рубинами, белоснежными жемчугами,,, кованные сундуки и морские баррели я знал не по наслышке - по многу раз все эти сокровища видел во снах. Мы втроем тут же помчались на разведку. Первоначально нужно было спускаться вертикально вниз метра на 4, может 5 и ты попадал в помещение из которого в противоположные направления вели два тоннеля. В сечении тоннели представляли собой полукруг. Ходить можно было несгибаясь (надо учесть наш рост). Первый раз мы пробыли под землей не долго - там была кромешная темень и конечно нужны были источники света. Когда мы вылезли, мне показалось, что одна ветка лабиринта имеет направление в район нашей школы. Спонтанно в голову пришла пленившая меня на всю жизнь одна мечта. Надо заметить в то время мы усиленно занимались пиротехникой и иногда после опытов я приползал домой с опаленными ресницами и бровями или с обоженной до 3-й степени висевшей лахмотьями кожей, а то и вообще без пальца на руке. Я закрыл глаза и сладко зажмурился - гора битого кирпича вперемежку с тем что осталось от крыши, оконных рам, деревянных перекрытий, отчетливо предстала передо мной; из развалин то тут то там поднимаются тонкие струйки сизого дыма; легкий ветерок переворачивает уже тронутые огнем по краям классные дневники,,,;наши учителя со скорбными бледными лицами сбились в бесформенную толпу и все это окружает радостное, пульсирующее кольцо ликующих учеников, уже бывшей школы.
И дело завертелось,,,. Нужно было торопиться. Золото и несметные драгоценности могли расстащить такие же одержимые конкуренты. Нужно было действовать быстро и незаметно. А как распорядится внезапно свалившимся наследством мы уже знали на примерах графа Монте-Кристо и других исторических героев. Теперь главное - вовремя успеть. Решили спускаться сразу после уроков. Дом, как промежуточный пункт отмели сразу- на воплощение мечты могли повлиять нежелательные обстоятельства в лице тех же предков - вечно свой нос суют куда не просят. На подготовку ушел один вечер. С конспирацией справились удачно - сборы никто не заметил. Все притащили с собой в школу. На следующий день Земля до обеда затормозила свое вращение - кое как дождались финального звонка и выдвинулись к намеченной цели. У нас с собой было: два фонарика: один плоский с одной батарейкой, другой китайский, цилиндрический; по коробку спичек, газеты для факелов и кусок веревки и даже фляжка с водой. Вот по моему и все.
Спустились вниз. После недолгого обсуждения мы пошли по тоннелю в сторону противоположную от школы. Внутренний голос нам подсказал, что под школой мы вряд ли что найдем, а значит в этой стороне шансов больше. Перед собой светили пока только фонариками. Было тихо. Не помню сколько прошли, появилась небольшое препятствие в виде кучи то ли щебенки то ли глины, перелезли через нее и тронулись дальше. Свет от фонариков становился тусклее и тусклее. Один пришлось выключить толку от него не было никакого. Иногда останавливались и прислушивались - тишина была как в мертвецкой. Понемногу стал закрадываться страх. Но первым предложить повернуть назад никто не решался. Поначалу боевое настроение стало медленно улетучиваться. Подошли ко второму завалу, он был больше первого - почти под самый верх, между вершиной горки и потолком оставался только узкий зазор. Мы на четвереньках подобрались к нему, легли на влажую кучу из мелких камушков и грунта. Над головой часть потолка была обрушена, но мы не придали этому значение. Стали всматриваться в абсолютную темноту, водя из стороны в сторону оставшимся в работе "прожектором". Но он только отодвигал на несколько метров густой как сметана мрак и как мы не силились ничего не могли разобрать. Мы проделали уже большой путь по подземелью, а даже намека на присутствие 79-го или на худой конец 47-го элементов периодической таблицы Менделеева мы не обнаружили, даже никаких пустых сосудов из под драгоценных камней не было. То ли от напряжения в глазах, то ли на самом деле, думаю не мне одному показалось, что впереди что-то есть. Шепотом мы решили продолжить исследование. По пластунски, по одному, в средней, самой широкой части мы перевалили на другую сторону, поднялись и двинулись потихоньку вперед, стараясь не нарушить законсервированную веками здесь тишину
ПОДЗЕМНЫЙ ХОД (выход)
Но не успели отойти от завала и десятка шагов, как сзади послышался еле уловимый шорох,,,мы встали как вкопанные. Потом тишина,,, мы стоим не шелохнувшись. Вдруг опять подозрительный звук. Надо обернуться посмотреть назад, но как это сделать? А если ты увидишь что-то ужасное? Еле-еле пересилив страх мы повернулись, медлено пошарили лучом от фонарика около завала, но ничего не обнаружили. Стоим минуты две и незнаем что делать, а поворачиваться опять спиной к завалу тоже боязно. Стоим и что делать не знаем. И тут мы увидели то, что нас повергло в настоящий Ууужассс. Мы опять услышали шорох и с потолка на вершину кучи посыпались мелкие камешки.Видимо там была промоина, проделанная за долгое время водой; с годами дождевая и талая воды нашли себе путь с поверхности в катакомбы; понемногу размывая себе путь, приносили с собой землю, песок, глину, заодно разрушая кровлю. Очевидно, что когда мы пролазили, то нарушили хрупкое равновесие, и теперь если верх тоннеля рухнет вниз, то мы окажемся в склепе похороненными заживо. В тот момент думать о втором конце туннеля не могло быть и речи. Еле дыша мы стали приближаться ,,,,стали жечь газету,,,один держал горящую,второй скручивал следующую, третий осторожно отгребал свежий грунт,,, ,,, потом на ощупь, по стенке дошли до первой горки,,,осторожно преодолели ее. Дальше двигались постоянно задирая вверх головы боясь пропустить кусочек звездного неба.
Как я выглядел и который был час, когда заявился домой не помню.- Где ты был? Мы обегали все больницы, милицию, морг (телефона у нас тогда не было),- неоднократно пыталась начать доверительный разговор моя матушка. Отца тоже распирало неподдельное любопытство об облюбованных мною местах, в которых можно с ног до головы так извазюкаться. Но на тот момент у меня не было большого желания говорить с ними на эту тему и я попросил разрешение удалиться - завтра опять в школу.
Кстати печатаю только указательными пальцами, остальные 8 остались там, в тех славных временах, но я не грущу об утраченном. Единственно о чем жалею - не успел привести в исполнение свою детскую мечту.