ТРЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЭВКЛИДА
Jan. 10th, 2012 02:00 pmТРЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЭВКЛИДА
Гринго нашел в лице Одноглазого единомышленника и решил его развлечь,
- Примерно в то время, когда полководец Македонский искал славу на полях сражений, математик Евклид писал свой великий труд по геометрии под названием «Начала».
Великая Империя начала сыпаться, как только Александр Македонский облачился в деревянные доспехи и вскоре от нее ничего не осталось. Совершенно другая судьба у евклидовой геометрии. Она до сих пор здравствует и является главным орудием школьных палачей. Мальчики и девочки после окончания школы долго еще во сне видят геометрические кошмары.
Вся геометрия держится на аксиомах или по другому постулатах. Это такие высказывания, которые по договоренности принимаются без доказательств и считаются истиной в конкретной теории. Они являются краеугольными камнями в любой теории и еще их стараются свести к минимуму. Евклид сразу не взлюбил пятый постулат про параллельные линии. Он казался ему каким-то громоздким. И главное проверить на практике никак нельзя, что на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Ни больше ни меньше. Этот постулат он пытался вывести из остальных, но у него ничего не получилось. На протяжении 2 000 лет математики пытались сделать то же самое, но и они потерпели крах. Взбудораженные умы стали предлагать другой вариант – если допустить, что можно провести по крайней мере две прямые, не пересекающую данную. Что тогда будет? Сделали и ..... ничего не произошло. Средняя яйценоскость кур в отдельно взятом курятнике не претерпела никаких отклонений, рожь также колосилась на полях, как и раньше, люди рождались и умирали,,,, абсолютно ничего не изменилось. Но зато в математике появилась новая ветвь – гиперболическая геометрия.
Но что интересно, когда я в институте начинал студентам рассказывать об этой геометрии, то некоторые никак не могли ее принять. Спрашиваю у них, кто в ваши головы вбил, что нельзя две прямые провести, не пересекающую данную?
-Школьный учитель, - отвечают,
- Он вам это доказал или что?
- Показывал,
- Что показывал?
- Рисовал на доске прямую,
- Что, всю прямую, от начала до конца? –ухмыляюсь
- Нет, отрезок или маленький кусочек прямой,
-Так, значит только часть, но не всю прямую. Потом что делал?
-Выше проводил вторую прямую, хотя нет, только часть ее и рисовал третью, пересекающую первые две. И говорил, что если сумма одной пары полученных таким образом внутренних односторонних углов будет меньше двух прямых, то первые две прямые обязательно пересекутся со стороны этой пары,
- Какие же учителя математики обманщики - вставил Одноглазый,
- Став постарше они все равно не принимали геометрию Лобачевского, - заливался Гринго, -но правда уже знали эквивалент пятого постулата или равноценное ему высказывание – «сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам» и могли ответить, что эта сумма в геометрии Лобачевского меньше 180°. Но все равно стояли на своем – этого не может быть. Тогда я мелом рисовал на доске большой, «жирный» треугольник, чтобы всем было видно и заставлял мерить углы алюминиевым, школьным транспортиром, который всегда носил с собой в заднем кармане брюк на всякий случай. Очень редко у кого получалось 180°, можно сказать никогда. Выводы делать рано, но все-таки обычно было меньше 180°, а иногда даже больше. Не знаю что творилось в их неокрепших душах, но уходили они после моих уроков в большом смятении.